20 достопримечательностей республики коми, которые стоит посетить

Экономика Коми

Основная роль в экономике принадлежит добыче и переработке различных полезных ископаемых. Прежде всего, это древесина, уголь, газ, нефть и бокситы. Построено большое количество предприятий. В регионе налажено производство бумаги, картона и целлюлозы.

В экономике республики определённое значение имеет оленеводство, которое является исторически сложившимся родом деятельности. Оно развито на севере и его роль постепенно уменьшается. Основными же направлениями в сельском хозяйстве являются молочное и мясное скотоводство, выращивание овощей и картофеля. На севере республики – добыча пушнины. Продукция поступает в основном на внутренний рынок.

Современная городская среда

Нынешний Сыктывкар – это синтез нового и старого. В городе сохранилась планировка, разработанная еще в XIX веке по образцу Санкт-Петербурга. Старые купеческие здания единичны, преобладает застройка советского времени. Новое строительство не имеет больших масштабов. Благодаря работе краеведов и историков были созданы памятник старому городу – Купеческий сундук, Сад скульптур и некоторые др.

В 90-е годы ХХ века начинается строительство Свято-Стефановского кафедрального собора, ставшего символом памяти всех репрессированных в этот регион в 30-40 гг. ХХ века, отстроены и восстановлены другие православные храмы.

На территории города также находятся мечеть и церковь баптистов.

Традиции

Традиции коми коснулись многих жизненных аспектов. Несмотря на распространение христианства, до сих пор отмечаются старинные праздники. Например, праздник сбора урожая, проводы уходящего льда, начало охоты. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел. Неизменным почетом пользуется культ предков, оберегающих дом. Среди коми до сих пор можно встретить магов и шаманов, знающих заговоры и владеющих колдовством.

Праздники

У коми получили популярность праздники, связанные с традиционными занятиями. Например, народ отмечает день рыбака, день оленевода, кулинарных искусств, посвященных рыбному пирогу и другим блюдам. Самым масштабным праздником в республике считается «Луд», который отметают в Ижевском районе. Принято устраивать театрализованные представления. В праздник проводят народные гулянья, прыжки через костер, исполнение народных песен. Всюду можно видеть запевал, импровизирующих под играющую гармонь.

Республика Коми — Северо-Западный федеральный округ

Республика находится в северо-восточной части европейской территории России. Восточная граница проходит по западным отрогам Уральских гор. На северо-востоке граничит с Ямало-Ненецким округом, на юго-востоке — с Ханты-Мансийским, на юге — со Свердловской областью, на юго-западе и западе — с Кировской. Также республика имеет общую границу с Архангельской областью. Самым северным городом Коми является Воркута.

Климат холодный, континентальный и умеренно-континентальный. Характерна продолжительная морозная зима со средней температурой января от -17 до -20 градусов. Лето недолгое и, в основном, прохладное. В северной части оно на 5 градусов холоднее, чем в южной. Годовое количество осадков около 700 мм, что при столь низких температурах и испарении определяет влажные условия.

Большая часть площади республики покрыта лесами таёжного типа, в которых преобладают ель и сосна. В меньшем количестве встречается лиственница, кедр, пихта. В северной части Коми распространена лесотундра и тундра, в которых произрастает елово-берёзовое редколесье, осока, травы, мхи и другие растения. Имеются и полностью нетронутые человеком районы, что является редкостью для современного мира. Большое количество разнообразных диких животных, в том числе краснокнижных. В целом, заповедниками покрыто 15 % территории Коми.

В республике, помимо леса, обнаружено большое количество разных полезных ископаемых, включая золото и алмазы. Среди горючих ископаемых имеются запасы разных видов угля, горючих сланцев, нефти, торфа, асфальтоообразных масс. Неорганические ископаемые — сера, барит, фосфориты, соли калия и натрия, хрусталь, известняк, гипс, кварц, песчаник, поделочные камни, алмазы.

Также встречаются месторождения титана, алюминия, золота.

Плотность населения небольшая — около 2 чел. на квадратный километр.

Интересные факты

Ежегодно в начале июля в с.Ижма проводится республиканский праздник «Луд» (в переводе с коми – «луг»). Издревле в каждом ижемском селе перед сенокосом население выходило на луга отмечать это событие. Праздник включает в себя целый ряд различных народных обрядов и элементов: «хоровод невест», где молодые девушки представляют не только народный костюм, но и знание традиционной культуры, показательные выступления спортсменов по национальным видам спорта (прыжки через нарты, метание аркана и тынзея). Праздник также необычен и отличителен конными верховыми скачками, которые собирают более 100 всадников со всего района. Эти соревнования – трансформация традиции прогона табуна лошадей перед гуляньем. Подобным образом подминалась трава и выравнивалось место гулянья. Надо отметить, что в настоящее время в Республике Коми нигде не зафиксировано столь массовое гулянье, обязательным действием которого являются скачки на лошадях. Лошадь у коми-ижемцев – животное священное, которое, по древним поверьям, олицетворяло солнце. Отсюда и такое почитание этого животного. 

Ижемская земля подарила трех олимпийских чемпионов. И какого уровня!

В 1952 году Россия впервые участвовала в Олимпийских играх. Среди бронзовых призеров был и ижемец Александр Александрович Ануфриев (родился в 1926 году в с. Ижма).

В 1951 году в с. Бакур Ижемского района родился еще один олимпийский чемпион – Василий Павлович Рочев — бронзовый и серебряный призёр на чемпионате мира в Лахти (1974), олимпийский чемпион на Олимпиаде 1980 года в Лейк-Плесиде, 12-кратный чемпион СССР: 15 км (1974, 1975), 30 км (1974, 1977), 50 км (1979), эстафета 4х10 км (1972, 1973, , 1975, 1976, 1978, 1980). Заслуженный мастер спорта СССР (1980), заслуженный тренер России (1998).

А в 1952 году в селе Мохча Ижемского района в семье потомственных оленеводов родилась прославленная советская лыжница Раиса Петровна Сметанина: 4-кратная олимпийская чемпионка (1976 — в гонке на 10 км и в эстафете 4 х 5 км, 1980 — в гонке на 5 км, 1992 — в эстафете), 5-кратный серебряный (1976 — в гонке на 5 км, 1980 — в эстафете 4 х 5 км, 1984 — на 10 и 20 км, 1988 — в гонке на 10 км) и 1 раз (1988 — в гонке на 20 км) бронзовый призёр Олимпийских игр, 5-кратная чемпионка мира (1974, 1978, 1982, 1985, 1991), многократная чемпионка СССР (1974, 1976-77, 1983-86, 1989, 1991).

Раиса Сметанина – первая спортсменка как среди женщин, так и мужчин, которая сумела завоевать медали на 5 зимних Олимпийских играх подряд.

Еще одной достопримечательностью Ижемского района являются Галфедьские камни. Данная достопримечательность находится возле деревни Малое Галово. Здесь, на берегу реки Ижмы, лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации.

Национальный парк Югыд ва (Светлая вода)


Национальный парк Югыд ва (Светлая вода).
2

Парк Югыд ва, раскинувшийся на юго-востоке Коми, был основан в 1994 году. Он является самым крупным национальным парком России и занимает территории Северного и Приполярного Урала. Название Югыд ва переводится с языка коми как «светлая вода». На площади парка не ведется хозяйственная деятельность, поэтому здесь природные ландшафты с огромным участком девственной северной тайги сохранились в своем первозданном виде.

В национальном парке Югыд ва создаются условия для отдыха и туризма, но рыбалка и охота на его территории запрещены. Парк можно посетить в составе экскурсионной группы или самостоятельно после получения разрешения от администрации. Туристические агентства предлагают экскурсионные туры по парку, горный треккинг и этнографические поездки. Их программа включает ознакомление с жизнью оленеводов, прогулки по тундре и катание на оленьих упряжках.

Адрес: Национальный парк Югыд ва, Республика Коми, Россия.

Сохраним и приумножим

По оценке экспертов, в республике на 1 января 2020 г. постоянно проживало 820,5 тыс. человек, из которых 78 % – горожане, 22 % – сельские жители.

А вот по состоянию на 1 марта численность населения составила 819,2 тыс. человек. Только за два первых месяца этого года республика потеряла ещё 1,2 тыс. человек. Сопоставимо с населением села Подтыбок Корткеросского района.

Самое печальное, что из Коми уезжает экономически активное население – молодёжь и работающие граждане среднего возраста. Молодые люди отправляются в другие регионы, чтобы получить там качественное образование. Они находят работу и уже не возвращаются в родную республику. Люди среднего возраста переезжают чаще всего в поисках перспективной и интересной работы. 

Вопрос-ответ

Какую поддержку окажут малому бизнесу в Коми в связи с пандемией COVID-19?

Власти намерены сдержать отъезд жителей Заполярья из республики. Так, врио главы Коми Владимир Уйба предложил жителям Воркуты вместо сертификатов предоставлять готовые новые квартиры в Сыктывкаре. Сейчас этот вопрос согласовывают на федеральном уровне.

Возможно, республика вернёт себе имидж экономически привлекательного региона. И тогда отток населения в Коми прекратится.

Природные заповедники

Природные заповедники Усинского района представлены:

  • Усинским комплексным заказником;
  • болотом Небесанюр;
  • Ихтиологическим заповедником.

Заказник охватывает окрестности 4-х рек:

  • Печора;
  • Уса;
  • Большая Сынь;
  • Большая Вяткина.

Небесанюр – заказник, в состав которого входит целый комплекс болот. Он находится справа от реки Колва. Флора насчитывает 52 вида растений (кустарников, трав, сфагнумов). Заповедник занимает территорию в 1600 га.

Усинский ихтиологический заповедник включает в себя отрезок реки Уса от мыса Пиктор до места впадения реки Понъю в Усу, а также лесные угодья по обеим сторонам Усы. Его площадь 7800 га. Данная территория объявлена заповедником Постановлением Совета Министров Коми АССР от 29 марта 1984 г. с целью создания безопасных условий для нереста рыб семейства сиговых.

Динамика численности населения

В момент образования Республики, в 1920 годы, в ней проживало всего чуть более двухсот тысяч жителей. К 1959 году количество их возросло до 815 тысяч человек. К моменту распада Советского Союза население Республики Коми составляло 1,2 млн жителей. Затем начался медленный и стабильный спад. Люди уезжали в места с более благоприятной экономической обстановкой. Также сказалось то, что не все хотели жить в суровом климате с полярной ночью и низкой солярностью. Ежегодно Республику покидают несколько десятков тысяч человек.

Положительная динамика наблюдается лишь в столице — Сыктывкаре.

История города

Окрестности Сыктывкара были заселены задолго до образования города. В 1586 году в книге писца есть первое упоминание о погосте на реке Сысола. Население этого времени — православные христиане, около 9 семей. В конце 18 века благодаря реформе местного самоуправления был закреплен за Усть-Сысольским уездом. По указу Екатерины II Погост стал уездным центром, городом Усть-Сысольск.

На гербе нового российского города были вывески Вологодской губернии (к ней принадлежал Усть-Сысольск) и лежащего медведя (здешние леса были богаты крупными хищниками). На гербе и флаге города до сих пор хорошо видно, где находится Сыктывкар: на них изображен золотой медведь в золотой берлоге, под его лапами — серебряная ель, над ним — орнаментальная серебряная звезда национального орнамента.

Усть-Сысольск 19 века — купеческий город, здесь проживает около двух тысяч купцов и горожан, открыты больница, почта, район, духовный приход, школа для девочек, банк, телеграф. На окраине города образовалось поселение узников французских ссыльных под названием Париж. В городе развито лесопильное и металлургическое производство.

ХХ век изменил образ жизни города. В 20-е годы здесь проживало около 8 500 человек. Переименование города в Сыктывкар в 1930 году приблизило его к коренному населению, которое называло его «кар» — «город». Став столицей Коми АССР (а позже — Республики Коми), город активно развивается. Открываются университет, школы, крупнейшие в регионе лесопильные и кирпичные заводы и др., вктивизируется культурная жизнь: открываются театры, стадион, радиостанция. Большое значение имеют этнические традиции зирианцев: газеты и радиопрограммы издаются на зирианском языке.

Вместе со многими нововведениями теряется православное наследие города. Советская власть, используя этническую принадлежность населения и положение Сыктывкара, сносит храмы, построенные в XVIII-XIX веках.

Коми АССР в начале ХХ века для многих становится регионом ссыльных. На этой территории располагались тюрьмы и лагеря ГУЛАГа (для которых был единый часовой пояс). В Сыктывкаре до сих пор сохранились следы наследия пленных.

Исторический очерк

он известен с 1586 года как Зырянский погост Усть-Сысольск, расположенный в месте впадения реки. Сысола в Вычегде.

В 1780 году преобразован в город Усть-Сысольск, стал центром образованного Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (с 1796 года — Вологодской губернии). Местное население перевело составные части этого названия на свой язык и назвало город Сыктывдин, где Сыктыв — название реки, принятое коми. Сысола, а дин коми «устье», то есть «Место у устья Сысолы».

В 1856 г в уездном городе Усть-Сысольске Вологодской губернии было 3 церкви, 528 домов, 15 лавок.

С 1921 г. Усть-Сысольск — центр Коми АО (Зырян), в 1936-91 гг. — столица Коми АССР, с 1991 г. — Республики Коми. В 1930 году, когда отмечалось 150-летие города, его переименовали в Сыктывкар, то есть Кар Коми — «город». «Город на реке Сыктыв».

13 декабря 1968 года рабочий поселок Эжва был включен в Сыктывкарскую линию (впервые упоминается в 1586 году как ремонтная Слободка, до 1963 года поселок Слобода; 4,4 тыс человек, 1959 год) и Сыктывкарский Эжвинский район — обучены.

До 1988 года город состоял из трех районов: Куратовского, Октябрьского и Ежвинского.

В 1983 году поселки Краснозатонский и Верхняя Максаковка, поселки Вылтыдор, Верхний Мыртю были включены в Сыктывкарскую линию, а в 1990 году вновь выделены в самостоятельные рабочие.

Экономика

Сыктывкар — крупный деревообрабатывающий центр: производство целлюлозы, бумаги и картона, гидролизный и дрожжевой комбинат, лесопильный и деревообрабатывающий комбинат, мебель МПО «Север».

Заводы: лесное хозяйство, экспериментальное судостроение и др. вабрика нетканых материалов. Предприятия стройматериалов и пищевой промышленности.

Музей олимпийской чемпионки Раисы Сметаниной

Знаменитая советская лыжница Раиса Петровна Сметанина выиграла всё, что только можно. 4 раза она брала олимпийское золото. Последний раз – в 1992 году, всего за несколько дней до своего 40-летия: это рекорд среди лыжниц. А всего на её счету 26 медалей чемпионатов мира и Олимпийских игр.

С 1997 года в Сыктывкаре работает музей, посвящённый прославленной спортсменке-землячке. В нём размещена вся коллекция всевозможных наград и титулов советской лыжницы №1: призы, медали, фотографии, личные вещи Раисы Петровны.

Музей олимпийской чемпионки Раисы Сметаниной

Отдельные залы этого дома, в котором ранее жила посвящены истории развития лыжного спорта в целом и другим успешным лыжникам Республики Коми. Между прочим, Раиса Сметанина – титулованная спортсменка такого высокого уровня – после завершения своей карьеры не переехала в Москву, а осталась жить на родине, в Сыктывкаре.

Земляки души не чают в этой доброжелательной, общительной, скромной и простой женщине маленького роста и большой судьбы. Даже Республиканский лыжный комплекс (один из лучших в России) носит её имя.

Адрес: ул.Тентюковская, 301.

История

Коми начали свою историю еще в 4 веке. Именно тогда они появились на территории современной республики. Позже им пришлось отступить из-за прихода русских княжеств. Новгородская республика перекрыла доступ к морю, население испытывало длительное влияние с 11 по 12 века, однако к 14 веку часть племен сумела объединиться и создать Великую Пермь.
Государству пришлось бороться с Московским княжеством, которому помогала Новгородская республика. Ситуация осложнялась из-за присутствия волжских булгар, которые совершали регулярные набеги. Все это делало борьбу за независимость крайне трудной. Окруженная со всех сторон противниками, Пермь не могла торговать, что вынуждало совершать долгие транспортировки товара за Уральские горы. Это негативно сказалось на жизни населения, в том числе его духовном состоянии. Пермь стала терять величие и превратилась в государство дикарей. Московское княжество в результате стало самым могущественным во всем регионе и расправилось с Новгородской республикой. Затем пришел черед Перми.
Тем не менее отношения между князьями и коми стали налаживаться. В 1380 году пермяки встали на сторону Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Уже через 3 года на территорию коми епископом был выбран Стефан, который прославился как Пермский.
В 15 веке Московское княжество окончательно завладело землями народа, однако хорошие отношения сохранялись. Жизнь народа осложнялась отсутствием торговых путей, что препятствовало развитию региона. Все в корне изменилось с обнаружением нефти — ее начали добывать впервые для Ивана Грозного, а активная добыча началась в 16 веке с реки Ухты.
В дальнейшем история региона была определена нефтепромыслом. Началось деление на губернии и уезды с волостями. С наступлением Октябрьской революции в Коми начались националистические движения. Все чаще происходили съезды Советов, большинство жителей высказывало одобрение действиям большевиков и пропагандировало идею общественного самосознания. Постепенно образовалась автономная область, в которую вошла 21 волость, а затем произошло образование районов.
Советский Союз привел республику к промышленному развитию. Здесь стали добывать каменный уголь, строить шахты и пути для транспортировки нефти и древесины. Статус республики регион получил в 1991 году.

Культура

Культура коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Народ активно развивал творчество, что наглядно отражает прикладное искусство

Большое внимание уделялось обрядовой поэзии, центральной тематикой которой является семья. Часто люди посвящали песни трудовым будням, особенно подчеркивая непростую жизнь земледельца и человека, отдающего себя промыслу

Пословицы и поговорки посвящены нормам морали, в них четко прослеживаются нравоучения родителям и каждому гражданину.
Во всем творчестве коми можно видеть интересную черту. Практически в каждом произведении, будь то музыкальное или литературное, проскальзывают позитивные ноты. Коми всегда верили в светлое будущее, напоминая потомкам о том, что нужно всегда трудиться, что бы ни происходило. Самым ценным в жизни каждого человека коми считают период молодости, которую они называют солнцеликой жизнью.
Развитие узорного вязания привело к созданию уникального орнамента, характерного только для коми. Народ сумел освоить создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. Преимущественно орнамент имеет геометрические формы, иногда демонстрируются сюжеты, участниками которых являются животные и люди.

Жизнь

С детства коми приучаются к труду. Богатый на ресурсы край позволял им заниматься различными ремеслами и строить надежные дома. Домики возводили из дерева. Деревянной была и посуда, причем коми использовали любую породу. Из поколения в поколение они передавали знания обработки древесины и улучшали навыки. Долгие годы развивалось ткачество, основой которого была браная техника. На станках делали полотенца, рубахи, скатерти. Каждую вещь украшали орнаментом и изысканной вышивкой.
До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Коми используют узорное вязание с 5 спицами. У каждого района республики есть собственная разновидность и стиль. Некоторые работы выполняются в разных районах, что позволяет создавать уникальные композиции.
Коми прославились как мастера обработки кожи и меха. Они делают сложные в изготовлении сапоги, используя уникальные методики обработки кожи. Все эти ремесла до сих пор актуальны, а изготавливаемая продукция пользуется большим спросом за пределами республики.

Занятия

В повседневной жизни коми наиболее важными занятиями были:

  • оленеводство
  • земледелие
  • скотоводство
  • охота
  • рыболовство
  • собирательство.

Оленей коми часто заимствовали у ненцев, одновременно перенимая ценные знания и привнося собственные навыки в оленеводческое дело. В начале 20 века они стали крупнейшими оленеводами на всем европейском севере. В одном стаде оленевода может быть до 2 тысяч голов. За животными следят круглосуточно с помощью особой породы собак.
В земледелии коми сохранили традиции предков, которые берут свое начало еще с 10 века. Сейчас также используются современные методы и техника, что позволяет получать хороший урожай. Коми выращивают многие культуры, причем если раньше огородничество практически не было развито, то сейчас при домовых участках можно видеть хорошо знакомые картофель, лук, редьку и другие культуры. Предки коми использовали особые орудия труда, среди которых была кичига — деревянное молотообразное оружие, имеющее выгнутый конец. В посевах участвовали мужчины. Даже пахота считалась чисто мужской работой, поскольку требовала много сил. В южных и северных районах постоянно мололи зерно. На севере использовали ручные жернова, а на юге — мельницы. Популярность круп требовала использования деревянной ступы практически в каждом хозяйстве. В связи с тем, что северные жители не располагали достаточным количеством орудий, им приходилось приобретать их у южан.

Скотоводство развивалось регулярно. Для коми повседневным занятием стал выпас овец, коров, разведение лошадей. Скотоводческую продукцию употребляли сами, при этом молочный скот был малопродуктивным. В отличие от развитого оленеводства, выпас у коми был не настолько хорошо налажен. Проблема заключалась не только в отсутствии знаний, но и угодий. Сейчас эту проблему компенсирует экспорт животноводческой продукции из других регионов. Наравне с оленеводством важным занятием считается рыболовство. Запасы рыбы всегда были велики: ее сушили, вялили, засаливали.
Для добычи меха и кожи коми занимались охотой. Промысловой охотой занимались даже в период 20 века, когда наблюдался значительный спад. Добычей охотников становились дикие звери и птицы. Самой ценной считалась пушнина. Также имелся спрос на боровую дичь, диких копытных. Охотничий промысел не прекращался ни на один из сезонов.
Собирательство тоже приобрело большую популярность. Коми заготавливали грибы, кедровые орехи. Ягоды позволяли готовить пироги, а с помощью пихтовой коры создавали суррогат, который служил основой для муки. Собирательство помогало в сложные времена года, когда продуктов становилось мало. Обычно этот период выпадал на весну и лето.

Республика Коми

Земли Коми известны историкам еще до освоения русскими северных областей и Урала. В период правления Романовых эти территории входили в состав Российской империи, позже стали автономной областью (1921 г.), автономной республикой (в составе РСФСР — с 1936 г., в составе Российской Федерации — с 1992 г).

Республика, в которой расположен Сыктывкар, граничит с другими регионами и округами Российской Федерации: Ямало-Ненецким, Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, Архангельской, Свердловской, Кировской областями и Пермским краем.

Столица Республики Коми — Сыктывкар. На территории также находятся города Ухта, Воркута, Печора, Инта, Усинск, Сосногорск и др. все они вместе с прилегающими районами относятся к крайнему северу.

Республика Коми богата природными ресурсами и ископаемыми. Здесь есть уникальные озера, крупнейшие болота Европы, заповедники девственных лесов. Часть природного наследия находится под защитой ЮНЕСКО. На территории области добываются полезные ископаемые: уголь, торф, различные полезные ископаемые, полудрагоценные ископаемые и др.

Столица Сыктывкар

Сыктывкар в переводе с языка коми означает «город на реке Сысола», где «Сыктыв» – Сысола, «кар» – город. Официальная дата основания года – 1780 год (по указу Екатерины II). До переименования в 1930 году город известен как Усть-Сысольск.

Площадь города — 152 км².

Город Сыктывкар – крупнейший промышленный центр региона. Здесь локализованы практически все крупнейшие предприятия области – деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные, строительные, пищевые.

Сыктывкар – крупный культурный и научный центр региона. Здесь расположены Коми Республиканская Филармония, Театр оперы и балета, драматический театр им. В.А. Савина, Национальный музыкально-драматический театр Республики. Большая роль этих учреждений состоит в соединении традиций мировой и русской культуры с культурой коренных народов региона.

В Сыктывкаре сконцентрирована музейная деятельность – здесь находятся Национальный музей Республики, геологический музей, Национальная галерея, музей археологии и этнографии. Последний имеет общемировое значение.

Религия

Большинство коми являются православными. В христианство обратились в 14 веке — во многом благодаря монаху Стефану. Укреплению православия способствовало богослужение на национальном языке коми. Долгое время в районах Средней и Нижней Печоры население сохраняло старообрядчество. Языческие верования коми были связаны с их ремеслами. Народ поклонялся огню, воде, верили во всеочищающую силу стихий. Перед выгоном скот прогоняли между двух костров, сеть перед ловлей рыбы держали над огнем, а чистую воду давали каждому больному. Из всех культов поклонения наиболее сильным оставался культ огня. Коми даже почитали печь, считая ее основой дома, дарующей пищу и тепло. Широкое распространение получил тотемизм. В тотемах изображали различных зверей и птиц. Наиболее распространенным стал тотем медведя. Верование коснулось и реинкарнации. У коми была распространена вера в перевоплощение, причем не только человек мог обернуться животным, но и зверь человеком. Некоторые коми верили в сотворение мира духами, носящими обличье лягушек, уток и лебедей. Народ почитал и деревья. Особо важными считались ель и береза. Абсолютно все березовые рощи являлись священными, особым фанатизмом прослыли жители низовья Вычегды. В бане парились, используя березовые ветви, иногда заменяя их на ольховые. Считалось, что это очищает дух и тело человека. Люди связывали распускающиеся деревья с крепким здоровьем. Духи, по представлению коми, являются олицетворением добра и зла. Оленеводы и охотники верили в существование лешего, у них существовали свои водяные монстры — васа. Домашних духов называли алыся. С духами могли общаться колдуны, знахари, причем в каждой деревне таких было несколько. Считалось, что если человек начинает внезапно икать, значит на него напустили порчу. Некоторые коми верят в это до сих пор. Среди русских также распространилось поверье в то, что икоту может напустить лягушка. Все это стало причиной распространения амулетов, в качестве которых служили когти зверя, лапки птиц, рыбьи зубы. Особенно в ходу были медведь, утка, щука. Некоторые из таких украшений держали прямо у входной двери, чтобы защититься от злых сил. Сейчас коми остаются верны православию, хотя до сих пор есть и приверженцы язычества.

Распад Советского Союза пагубно повлиял на Республику Коми. В течение 17 лет наблюдался стабильный отток населения, упадок производства. Однако сейчас регион постепенно возвращается к развитию, а жители с готовностью принимают туристов из других регионов. Людям интересны самобытная культура и жизненный уклад народа, традиции, религия и народные праздники.

Река Печора

Печора берет начало на склонах Северного Урала, между каменными отложениями и поросшими лишайниками скалами. Он течет на север, несколько раз меняя направление своего русла, и впадает в Печорское море. В верхней части Печоры она протекает по лесной зоне, а в нижней — по лесотундре и тундре. В диких и пересеченных местах практически нет дорог, благодаря чему речной бассейн пользуется славой заповедной зоны.

Печора привлекает любителей катания на лодках и рыбалки. Лосось, хариус, сиг, сиг и другие рыбы водятся в чистых водах самой богатой реки на севере. Из-за изоляции жизнь местных жителей со временем мало меняется. У туристов, отправляющихся на сплав по Печоре, есть уникальная возможность совместить активный отдых и рыбалку с познавательной поездкой в ​​укромный уголок русской старины.

Север Республики Коми находится за Полярным кругом. Именно здесь чаще всего происходит уникальное природное явление — северное сияние. Наиболее вероятный период его появления — с сентября по март. С ноября по февраль, во время долгой полярной ночи, шансы увидеть темное небо, залитое разноцветным свечением, еще выше.

Одно из самых завораживающих и красивых природных явлений сложно описать словами, его нужно увидеть. Зимой также хорошо видно слабое полярное сияние, особенно вдали от населенных пунктов. На вероятность появления этого природного чуда влияют морозы, отсутствие облачного покрова и геомагнитная активность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector